Размышления о совершенстве в иллюстрации

26 02.12

Иллюстрация становится иллюстрацией только тогда, когда перестает быть «какой-то картинкой к тексту» и становиться произведением самостоятельным и самоценным.

Посмотрите на любую иллюстрацию, которую сможете найти за ближайшие несколько секунд. Представьте ее изображенной на чистом листе. Представьте, что вы ничего не знаете про текст, который сопровождается этим изображением. Ну как? Сможете рассказать, какая история кроется за этим изображением? Если ответ «да, легко», то могу вас поздравить – это как минимум хорошая иллюстрация.

Критиковать качество изображения, фирменный почерк автора, манеру изображения – задача очень сложная, практически невыполнимая. Иллюстрации – совсем как люди: некоторым нравятся худые, некоторым полные, джентльмены предпочитают блондинок, а девушкам нравится видеть бриллианты в качестве лучших друзей. Поэтому все комментарии, которые могут быть высказаны по поводу того или иного качества изображения, могут быть только субъективными и никакими другими. Даже элементарные технические правила не всегда становятся догмами, помогающими создать шедевр. Так, например, считается дурным тоном рисовать на клетчатых тетрадных листах. Но мне лично удалось стать свидетелем того, как авторы создают на таких листах потрясающие живописные композиции. Причем «клетчатость» становиться фактурой, помогающей в создании отличной иллюстрации.

Иллюстрация для статьи

Работа художницы Mizuki-chi www.mizuki-chi.deviantart.com

То же самое касается и таких правил, как «не рисовать синей ручкой», «использовать только дорогие, качественные материалы» и т.д.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать простой вывод:

Совершенству все равно, какой ручкой вы его нарисовали!

Тогда что же важно? Может быть, соблюдение правильных пропорций? Или обширные познания в колористике?

Нет. Достаточно просто посмотреть на историю живописного искусства. Каноны изображения человека только и делали, что менялись. Сравните силуэт с египетского барельефа и «Джоконду».

Египетский барельеф, фото

Древнеегипетский барельеф, «Клеопатра»

Иллюстрация для статьи

Леонардо да Винчи, «Портрет госпожи Лизы Джокондо», 1503-05

Пин-ап иллюстрацию и «дудлика» Hello Kitty.

Пин-ап иллюстрация

Альберто Варгас, «Черный бант»

Hello Kitty

Hello Kitty ©Sanrio

Это самоценные изображения, между которыми нет никакого пропорционального или колористического сходства, но прекрасны и те и другие.

На самом деле секрет удачного изображения предельно прост.

Абсолютно все художники и иллюстраторы, которым удается изобразить что-то, что вызывает заранее задуманную автором реакцию (поражает, радует, пугает, гипнотизирует), всегда искренне верят в то, что изображают. Они задумывают сюжет, композицию, цветовое решение, и воплощают все это в реальность или полностью меняют все в ходе работы, но результат всегда является искренним, «выстраданным», пропущенным через себя.

Никто из настоящих Авторов не рисует закат, чтобы красиво положить три белых мазка масляной краской. Настоящие Авторы рисуют закат, чтобы передать всем последующим зрителям (включая и себя самого) всю красоту именно этого заката, или заката вообще.

И вот тут уже в дело вступают колористические и технические навыки, но это уже совсем другая история.